Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 20:08

Зинченко Татьяна Евгеньевна - учитель математики МОУ "СОШ №13 с УИОП" г.Электросталь Московской области

Меню сайта

Статьи

Главная » Статьи » Рабочие программы по математике

РП Математика 5 класс ФГОС по учебнику Виленкина Н.Я.

Рабочая программа по математике

(базовый уровень)

5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой школы на основании авторской программы Виленкина Н.Я. / Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/ Авт.-сост. В.И. Жохов - М.: Мнемозина, 2010 и учебно-методического пособия "Рабочая программа по математике. 5 класс" Сост. В.И.Ахременкова. - М.:ВАКО, 2015. Программа по математике составлена с учетом следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  5. Методические рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области/ В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко - АСОУ, 2014г.

Рабочая программа ориентирована на достижение целей, определенных в федеральном государственном стандарте начального образования.

На основании основной образовательной программы школы предмет «Математика» преподается на базовом уровне. Для обеспечения выполнения государственного образовательного стандарта выбран учебник «Математика. 5 класс», авторы Виленкин Н.Я, Жохов В.И, Чесноков А.С, Шварцбург С.И. М.:Мнемозина, 2015

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

 

Цели и задачи данной программы

Важнейшими целями математического обучения являются:

  • создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
  • обеспечение необходимой и достаточной математической подготовкой ученика для дальнейшего обучения;
  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

 

Целью изучения математики в 5 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над натуральными числами и десятичными дробями, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения математики учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств, учатся составлять по условию текстовой задачи несложные линейные уравнения и решать их, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей вводятся в течение учебного года через примеры решения простейших  комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения, представление данных в виде таблиц, диаграмм.  

Исходя из  целей, стоящей перед обучением, поставлены следующие задачи:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  •  обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе; - сформировать умение учиться;
  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  • сформировать представление о математике, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  •  сформировать устойчивый интерес к математике; - выявить и развить математические и творческие способности.

В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели — подготовка к дальнейшему обучению не означает, что курс является пропедевтическим.

Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности.  На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

  • анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
  • возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
  • обогащение математического опыта школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
  • развитие интереса к занятиям математикой.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: прак­тическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладени­ем определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования совре­менного человека.

В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерыв­ное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, всё больше специальностей, требующих высо­кого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономи­ка, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.).

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. И процессе мате­матической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естествен­ным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и син­тез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая логическое мышление.

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических язы­ков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную, информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры чело­века. Необходимым компонентом общей культуры в её современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, ус­воению идеи симметрии.

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.

 

Место учебного предмета в учебном плане

 

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по математике предмет  «Математика» изучается в 5 классе 6 часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 204 часа.

Предусмотрены 13 тематических контрольных работ и 1 итоговая.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 

Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.

Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие школьников: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, а также реализует следующие цели обучения:

· сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах;

· владение математическим языком, знаково-символическими средствами, установление отношений между математическими объектами служит средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике;

  • овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей;
  • решение математических (в том числе арифметических) текстовых задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.

 

Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Изучение математики в основной школе  направлено на достижение следующих целей:

  1. в направлении личностного развития
  1. развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  2. формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  3. воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  4. формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  5. развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  1. в метапредметном направлении
  1. формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  2. развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  3. формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
  1. в предметном направлении
  1. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  2. создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятие числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

На каждом уроке математики выделяется 8-10 минут для развития и совершенствования вычислительных навыков.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Система уроков условна, но все, же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал, разработанный учителем или учениками.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в устном варианте.

Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок-контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.

Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:

· повторение и контроль теоретического материала;

· разбор и  анализ домашнего задания;

· устный счет;

· математический диктант;

· самостоятельная работа;

· контрольные срезы.
 


Полный текст документа, можно увидеть тут: Скачать
 

Перечень учебно – методического обеспечения

Реквизиты программы:

Авторская программа Виленкина Н.Я. /Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/ Авт.-сост. В.И. Жохов - М.: Мнемозина, 2015 (КТП с.22-25)

Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по математике. 5 класс" Сост. В.И.Ахременкова. - М.:ВАКО, 2015.

Учебно-методический комплект учащихся:

1. Математика. 5 класс: учебник : учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд-М: Мнемозина, 2015

2.  Дидактические материалы по математике для 5 класса - А.С. Чесноков, К.И. Нешков. М.: Просвещение, 2008.

3.  Самостоятельные и контрольные работы для 5 класса – А.П. Ершова, В.В. Голобородько. М.: Илекса 2009.

Учебно-методический комплект учителя:

1. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд-М: Мнемозина, 2015

2.  Тесты по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика 5 класс» /Рудницкая В.Н. − М.: Издательство «Экзамен»,2015.

3.  А.П Ершова, В.В. Гобородько : Самостоятельные и контрольные работы по математике-М:ИЛЕКСА-2010

  1.   Математический тренажер. 5 класс: Пособие для учителя и учащихся. Жохов В.И., Погодин В.Н. М.: Мнемозина, 2014г.

Интернет- ресурсы:

1) Я иду на урок математики (методические разработки)

Режим доступа: www.festival.1september.ru

2) Уроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru

3) Единая коллекция образовательных ресурсов

 Режим  доступа: http://school-collection.edu.ru/

4) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов

 Режим доступа: http://fcior.edu.ru/

 



Полный текст документа, можно увидеть тут: Скачать

Категория: Рабочие программы по математике | Дата публикации: 20.01.2018 | Автор: Зинченко Татьяна Евгеньевна E W
Просмотров: 1088 | Рейтинг: 4.8/65
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

html counterсчетчик посетителей сайта

Copyright by Tatiana Zinchenko © 2013 - 2024