Рабочая программа по математике
(базовый уровень)
6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой школы на основании авторской программы Виленкина Н.Я. Математика 5-6 классы (ФГОС) / Сборник рабочих программ 5-6 классы. Сост.Т.А.Бурмистрова. М.: Просвещение, 2016 и учебно-методического пособия «Рабочая программа по математике к УМК Н.Я.Виленкина и др.6 класс» / Сост. В.И. Ахременкова. – М.:Вако, 2015 Сост. В.И.Ахременкова. - М.:ВАКО, 2014. Программа по математике составлена с учетом следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Рабочая программа ориентирована на достижение целей, определенных в федеральном государственном стандарте начального образования.
На основании основной образовательной программы школы предмет «Математика» преподается на базовом уровне. Для обеспечения выполнения государственного образовательного стандарта выбран учебник «Математика. 6 класс», авторы Виленкин Н.Я, Жохов В.И, Чесноков А.С, Шварцбург С.И. М.:Мнемозина, 2013
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Важнейшими целями математического обучения являются:
- создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовкой ученика для дальнейшего обучения;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Целью изучения математики в 6 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения математики учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, учатся составлять по условию текстовой задачи несложные линейные уравнения и решать их, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей вводятся в течение учебного года через примеры решения простейших комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения, представление данных в виде таблиц, диаграмм.
Исходя из целей, стоящей перед обучением, поставлены следующие задачи:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе; - сформировать умение учиться;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике; - выявить и развить математические и творческие способности.
В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели — подготовка к дальнейшему обучению не означает, что курс является пропедевтическим.
Общая характеристика учебного предмета
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.
В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.).
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. И процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая логическое мышление.
Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную, информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в её современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по математике предмет «Математика» изучается в 6 классе 6 часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 204 часа. Предусмотрены 14 тематических контрольных работ и 1 итоговая.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности школьника.
Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие школьников: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, а также реализует следующие цели обучения:
· сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах;
· владение математическим языком, знаково-символическими средствами, установление отношений между математическими объектами служит средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике;
- овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей;
- решение математических (в том числе арифметических) текстовых задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.
Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- в предметном направлении
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
На каждом уроке математики выделяется 8-10 минут для развития и совершенствования вычислительных навыков.
Система уроков условна, но все, же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал, разработанный учителем или учениками.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Полный текст документа, можно увидеть тут: Скачать
Перечень учебно – методического обеспечения
Реквизиты программы:
Авторская программа Виленкина Н.Я. /Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/ Авт.-сост. В.И. Жохов - М.: Мнемозина, 2015 (КТП с.22-25)
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по математике. 6 класс" Сост. В.И.Ахременкова. - М.:ВАКО, 2014
Учебно-методический комплект учащихся:
1. Математика. 6 класс: учебник : учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд-М: Мнемозина, 2013, 2014
2. Дидактические материалы по математике для 6 класса - А.С. Чесноков, К.И. Нешков. М.: Просвещение, 2008.
3. Самостоятельные и контрольные работы для 6 класса – А.П. Ершова, В.В. Голобородько. М.: Илекса 2009.
Учебно-методический комплект учителя:
1. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд-М: Мнемозина, 2015
2. Тесты по математике: 6 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика 6 класс» /Рудницкая В.Н. − М.: Издательство «Экзамен»,2015.
3. А.П Ершова, В.В. Гобородько : Самостоятельные и контрольные работы по математике-М:ИЛЕКСА-2010
- Математический тренажер. 6 класс: Пособие для учителя и учащихся. Жохов В.И., Погодин В.Н. М.: Мнемозина, 2014
Интернет- ресурсы:
1) Я иду на урок математики (методические разработки)
Режим доступа: www.festival.1september.ru
2) Уроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru
3) Единая коллекция образовательных ресурсов
Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
4) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов
Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
Полный текст документа, можно увидеть тут: Скачать
|