Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
(базовый уровень)
6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса разработана в соответствии с образовательной программой школы на основании авторской программы Виленкина Н.Я. Математика 5-6 классы (ФГОС) / Сборник рабочих программ 5-6 классы. Сост.Т.А.Бурмистрова. М.: Просвещение, 2016 и учебно-методического пособия «Рабочая программа по математике к УМК Н.Я.Виленкина и др..6 класс» / Сост. В.И. Ахременкова. – М.:Вако, 2015. Программа составлена с учетом следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Рабочая программа ориентирована на достижение целей, определенных в ФГОС ООО второго поколения.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 6-х классов на основании реализуемой программы по математике и рассчитана на один год обучения. Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях, содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Учебный план МАОУ «СОШ № 13 с УИОП» по внеурочной деятельности предусматривает изучение курса «Занимательная математика» в 6 классе в количестве 34 ч. в год 1 час в неделю.
Цели и задачи данной программы
Важнейшими целями математического обучения являются:
- создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовкой ученика для дальнейшего обучения;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений.
В процессе занятий учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств, учатся составлять по условию текстовой задачи несложные линейные уравнения и решать их, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей вводятся в течение учебного года через примеры решения простейших комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения, представление данных в виде таблиц, диаграмм.
Исходя из целей, стоящей перед обучением, поставлены следующие задачи:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе; - сформировать умение учиться;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике; - выявить и развить математические и творческие способности.
В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах.
Общая характеристика учебного предмета
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. На это направлен курс внеурочной деятельности «За страницами учебника математики», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Место курса в учебном плане
Программа описывает общеинтеллектуальную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы основного общего образования в 6 классе 34 часа в год (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Кроме того, важной ценностью содержания курса является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на занятиях оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике
Личностные:
- установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
- построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
- реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
Регулятивные:
- определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
- рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
- выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
- оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
- контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
- формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные:
- умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
- умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
2) в метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие представлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Полный текст документа, можно увидеть тут: Скачать
Перечень учебно – методического обеспечения
1. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд-М: Мнемозина, 2015
2. Математика 5 класс. Тетради. Задания для обучения и развития учащихся./ Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. – М.: Интеллект – Центр, 2015
3. Путешествие в страну геометрию. 5 класс. Рабочая программа и технологические карты занятий внеурочной деятельности: учебно-методический комплект/ авт.-сост. Копцева Т.Д. – Волгоград: Учитель, 2015
4. «Задачи на смекалку. 5-6 классы», И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин .- Москва, «Просвещение», 2009
Интернет- ресурсы:
1) Я иду на урок математики (методические разработки)
Режим доступа: www.festival.1september.ru
2) Уроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru
3) Единая коллекция образовательных ресурсов
Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
4) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов
Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
5) Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по
математике)
Режим доступа: http://www.math-on-line.com
6) Занимательные уроки: Занимательная геометрия.
Режим доступа: http://rumultik.ru/zanimatelnaya_geometriya/
Полный текст документа, можно увидеть тут: Скачать
|