Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 17:58

Зинченко Татьяна Евгеньевна - учитель математики МОУ "СОШ №13 с УИОП" г.Электросталь Московской области

Меню сайта

Статьи

Главная » Статьи » Доклады и сообщения » Презентации

Развитие познавательных способностей обучающихся в рамках урочной деятельности на уроках математики.

Доклад на педагогическом совете по теме:

«Развитие познавательных способностей обучающихся в рамках урочной деятельности на уроках математики».

 
Из опыта работы
учителя математики

Зинченко Т.Е.
МОУ СОШ №13 с УИОП
г.о. Электросталь
Московской области.

10.01.2014г.

Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться без помощи учителя.
                                           Э.Хаббард

Слайд 2.  Процессы развития общества неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, развитием творческой активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Развитие общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека.

 В настоящее время исследования ученых показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

 Математика  является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Но, в  то же время, имеется большое число детей с явно выраженными способностями к этому предмету.

Слайд 3.  Я считаю, что в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся. Такой подход к обучению невозможен в рамках традиционной системы. Общая перегруженность учащихся средних и старших классов, снижение уровня их подготовленности к восприятию нового материала, затрудняют  использование приемов развития творческого мышления. Поэтому необходимо создавать условия для активного участия в познавательной деятельности всех учеников, условия для их активной работы на уроках. Таким образом, передо мной  встал ряд специфических проблем:

 * невозможность в рамках традиционной системы обучения побуждать учащихся к проявлению творческой активности и самостоятельности мышления в процессе изучения математики;

 * обучение математике в условиях, разного уровня знаний и умений учащихся;

 * формирование у учащихся положительных мотивов учения.

 Выход в данной ситуации в том, чтобы найти новые формы обучения, стремиться к новизне и нестандартности проведения уроков, использовать стремление ребят к учению, дав им возможность самостоятельно приобретать знания, не навязывая тот или иной стереотип понимания, позволить им самим выбирать степень освоения той или иной темы. Естественно весь этот процесс невозможен без ненавязчивого, но чёткого руководства учителя.

Слайд 4.  Основная цель работы состоит в обеспечении условий для формирования совокупности знаний, умений, навыков учебно-познавательной деятельности учащихся, посредством дидактической игры на уроке математики. Для реализации этой цели необходимо  поставить перед собой следующие задачи:

 1. создание на уроках математики условий для активизации познавательной деятельности учащихся;

 2. формирование и развитие общеучебных, самостоятельных, познавательных навыков учащихся;

 3. создание условий для добывания знаний из реальной жизни, для овладения различными методами действий в нестандартных ситуациях;

 4. способствовать выработке знаний и умений планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности у учащихся;

 5. сформировать у школьников способность владения различными методами познания: эвристическим, статистическим, вероятностным.

Слайд 5. На своих уроках я  использую следующие приемы развития познавательной активности:

 • создание ситуации, в которой ученик должен обосновывать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, факты, использовать приобретенные знания и опыт;

 • создание ситуации, побуждающей учащегося задавать вопросы учителю, выяснять неясное, глубже осмысливать знания;

 • оказание помощи товарищам при затруднениях, объяснение неясного;

 • побуждение к поиску различных способов решения задачи, рассмотрению вопроса с различных точек зрения;

 • создание ситуаций обмена информацией между учащимися;

 • создание ситуации самопроверки, анализа собственных знаний и практических умений.

 Использование данных приемов позволяет в дальнейшем успешно организовать деятельность учащихся по поиску способов решения, по решению задач, когда учащийся становится непосредственным участником процесса познания, а не наблюдателем происходящего. Познавательный интерес носит «поисковый характер». Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи, что влияет на процесс и результат деятельности.

 Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей.

Слайд 6.  Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Но далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает источник познавательного интереса – процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, то есть в самом процессе её учащийся должен находить привлекательные стороны.

 Путь к этому лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса, занимательность, а также через творческие работы учащихся.

 Самостоятельное выполнение заданий – самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков учащихся.

 Ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы при решении поставленных проблем.

Слайд 7.  Можно выделить основные виды самостоятельных работ, которые хорошо сочетаются с учебно-познавательной деятельностью ученика.

 * Фронтально-индивидуальная

 Образец решения задания записывается на доске и разбирается его пошаговое выполнение. После чего учащимся предлагается выполнить задание по образцу, при этом затрудняющимся оказывается помощь. Такая работа носит воспроизводящий характер, но она незаменима при формировании новых умений и навыков, при отработке алгоритмических действий.

Слайд 8.  * Обучающая

 В решении задания пропущены объяснения или (и) вычисления. Учащийся должен восстановить решения задания полностью. При выполнении такой работы формируется объем активных знаний учащихся, умение обосновывать решение, применять изученные теоретические положения на практике.

Слайд 9.  * Вариативная

 При выполнении этих заданий, необходимо применить полученные знания в знакомой ситуации. Эти задания направлены на формирование базовых умений и навыков учащихся по теме.

 Слайд 10. * Частично-поисковая

 При выполнении заданий необходимо применить знания в измененной ситуации. Работа помогает сформировать поисковую деятельность учащихся. Может носить как групповой, так и индивидуальный характер. При групповой форме совместно с учителем намечаются основные направления поиска решения задачи, но при этом следует оставлять некоторые положения для творческого поиска самими учащимися.

Слайд 11.  * Исследовательская

 Работа обычно содержит одно задание, при выполнении которого ученик самостоятельно делает вывод, заключение, анализирует, экспериментирует. Эту работу можно использовать, когда есть соответствующие условия: подготовленность учащихся, подходящий учебный материал, необходимая база (приборы, литература). Исследовательская работа предполагает следующие этапы: постановка гипотезы, выбор методов и приемов исследования; отработку полученных материалов; формулирование выводов и их обоснование; непосредственно эксперимент или исследование; проверку и анализ полученных результатов.

 Слайд 12.  Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю.

 Наша задача, как преподавателей, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От нашего умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.

 

Всё другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познаёт, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
                             В.А. Сухомлинский


Скачать презентацию

Категория: Презентации | Дата публикации: 27.01.2014 | Автор: Зинченко Татьяна Евгеньевна E W
Просмотров: 1144 | Рейтинг: 4.7/37
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

html counterсчетчик посетителей сайта

Copyright by Tatiana Zinchenko © 2013 - 2024